Ведущий аналитик Media108 Алан Болотаев рассказал порталу NewRetail про особенности внедрения и реализации сквозной аналитики в компаниях.

Сквозная аналитика – это целая аналитическая система, суть которой заключается в агрегации данных из различных источников. Основная задача сквозной аналитики – проследить полный путь посетителя к целевому действию.

Какие вопросы нужно задать прежде, чем начинать внедрение этой модели?

Алан Болотаев, ведущий аналитик маркетингового агентства Media108

c4e84cfe5c580e90a46ec2ab68a47d5f (1) Cквозная аналитика – это модель анализа данных, которые агрегируются из различных источников в единую аналитическую систему. Сегодня этот термин часто понимается неверно: многие путают сквозную аналитику с автоматизацией сбора статистики.

Если просто собрать данные по трафику, клики и итоговое количество сделок – так называемую статистику «единого окна» – это не будет сквозной аналитикой. Следует понимать, что между кликом на сайт и моментом покупки формируется целая история пользователя, которая в ряде случаев может достигать нескольких месяцев. В сфере недвижимости, например, цикл сделки длится в среднем от 3 до 6 месяцев.

Основная задача сквозной аналитики – выстроить полный путь посетителя к целевому действию.

Давайте разбираться в том, какие вопросы необходимо себе задать, если вы решили внедрить сквозную аналитику в компании.

  1. С чего начать?

На первом этапе происходит выбор решений и проектирование будущей системы. Для начала определите цель, без нее система сквозной аналитики не будет иметь никакого смысла. Поставьте конкретные задачи и укажите ожидаемые результаты: увеличить количество обращений и сделок, сократить время обработки заявок, выявить наиболее эффективные рекламные каналы, снизить стоимость клика и т.д.

Четко понимая потребности, вы сможете выстроить правильную схему: откуда должны собираться данные (источники), куда (единый центр входа) и что нужно получить на выходе.

  1. Какие данные выводить?

Сквозная аналитика необходима нескольким категориям специалистов. Маркетолог оценивает эффективность рекламных каналов, руководитель отдела продаж – качество обработки заявок, руководитель проекта – маржинальность, аналитик – оптимальность взаимосвязи всех звеньев системы, и т.д. Каждому нужна разная степень детализации данных и форма отчетности.

Проведите опрос в компании и выработайте эти уровни доступа. Они являются конечным звеном, ради которого будет разрабатываться вся система.

  1. Как выбрать ресурсы?

В простейшем варианте реализовать сквозную статистику можно с помощью Google Таблиц. Если же говорить о более продвинутых методах с большим функционалом, то выбор ресурсов будет зависеть от сложности получения данных и их агрегирования.

Чтобы получить данные по трафику, достаточно воспользоваться бесплатными аналитическими системами. В случае добавления расходов, плановых показателей, обращений и данных из CRM, появляется необходимость в упорядочивании большого объема информации за счет разработки более сложной модели. Для этого могут использоваться собственные ресурсы компании или подрядчики. Также на рынке представлены компании-посредники, которые специализируются на интеграционных сервисах для настройки передачи данных из нужной системы в хранилище.

В таких сферах, как недвижимость, производство, автомобильные дилерские сети и страхование, обычно требуется агрегация и безопасное хранение гораздо большего объема данных. Соответственно, возникает необходимость в собственных серверах, платных BI-системах или даже собственных программных решениях, которые будут учитывать все необходимые нюансы.

  1. Как реализовать?

Самый простой способ – выгрузка данных из баз в Google Таблицы. А для визуализации и представления статистики уже потребуются BI-системы. Они представляют собой программное обеспечение для поддержки принятия управленческих решений. Смысл работы BI-систем заключается в агрегировании и визуализации данных, которые собираются в базе или специальном хранилище, а также генерации отчетов.

Многие отождествляют их с самим понятием сквозной аналитики. Однако это не совсем так: BI-системы – это лишь инструмент ее реализации, который включает в себя обновляемые по API данные, отчеты и дашборды.

Среди бесплатных систем наиболее популярными являются Microsoft Power BI и Google Data Studio, среди платных – Tableau и Qlik. Если у компании уже есть настроенные аналитические системы и интеграция с CRM, то необходимо настроить корректную передачу данных в BI-систему.

Учитывайте и то, что единовременной настройкой дело не ограничится. Любые внешние обновления, такие как смена API внешних систем или изменения структуры CRM-системы, способны повлиять на работу всей цепочки. Если вовремя не отследить изменения, данные будут некорректно отображаться, что впоследствии приведет к сбою системы. Поэтому обязательно регламентируйте все процессы, настраивайте необходимые уведомления и контролируйте ситуацию ежедневно.

  1. Можно ли масштабировать?

Иногда требуется перенести удачный опыт использования системы сквозной аналитики с одного проекта на другой. Например, эта потребность прослеживается в сфере недвижимости, когда у одной компании в продаже могут находиться несколько объектов с разными форматами сбора данных и CRM, которые не смогут обеспечить корректную работу. Поэтому настраиваемые системы должны быть универсальны для различных источников данных. Только после этого возможно масштабирование системы сквозной аналитики.

Источник: NewRetail